Межрегиональный форум по наставничеству
Межрегиональная общественная организация «Союз отцов», Фонд «Отцовство» и Национальный ресурсный центр наставничества МЕНТОРИ («Рыбаков Фонд») провели обучение и разработали планы регионального развития программы «Наставничество».
9-10 октября в Москве впервые состоялся двухдневный межрегиональный форум, посвященный вопросам подросткового наставничества «Наставничество как социальный инструмент». 65 представителей Союза отцов — председателей советов отцов и кураторов программ по наставничеству, а также профильных министерств и департаментов и культурно-досуговых учреждений для детей и подростков приехали на форум из 18 регионов России.
Был презентован опыт наставничества с учетом региональных особенностей, задач, проблем работы с особыми категориями подростков.
Елена Ульянова, президент РЫБАКОВ ФОНДа, на открытии образовательного интенсива «Наставничество как социальный инструмент» рассказывает свою историю.
«Хочу поделиться одним случаем. Первый проект, который я создала — «Дочки-матери». Тогда я серьезно занималась проблемой детей, столкнувшихся с законом, испытывающих проблемы с наркотиками.
В центра истории — судьба одной девочки. Эту героиню мы нашли в тюрьме — в 14 лет она попала туда, совершив очень серьезное преступление. Фильм был снят на основе личного дневника. Тогда у меня было 2 героини, а у каждой был свой путь — к наркотикам и к преступлению. Но у обеих была одна проблема и один ответ на причины случившегося: нежелание окружающих протянуть руку нуждающемуся в помощи, непонимание взрослых. Фильм был пронизан историей девчонок и путем переосмысления.
Я смогла повлиять на ситуацию, и тогда уже 18-летняя девушка вышла досрочно. После поступила в Томских государственный педагогический институт, а чуть позже — пришла работать в мою частую кампанию. День за днем, а вы можете понять недоверие людей, которых знали о ситуации, приходилось сталкиваться с сопротивлением.
Прошло 20 лет, в течение которых мы потеряли друг друга.
И вот мы встретились год назад. Сейчас она живет в Австралии, у нее своя маленькая телестудия и двое детей. Она потрясающая мать и потрясающий человек.
И вот вопрос: почему? Почему так произошло? Влияние встречи с людьми, которые могли передать свое тепло. Потому что у меня была потребность увидеть в человеке его потенциал. Нельзя отрицать и отталкивать ребенка, даже если он совершает серьезные проступки.
Наставником стать просто так невозможно. Да, есть методика. Но мой совет: чтобы быть наставником, надо стать на одну ступень с человеком, с которым ты взаимодействуешь. Передать человечность, передать знания, которые помогут им стать похожими на вас. Это главное в том, чем вы занимаетесь».
Психологи и тренеры, эксперты — практики рассказали участникам форума о специфике наставничества как особого типа работы, требующего специальных навыков и методик. И познакомили с инструментами, помогающими запускать программы наставничества в регионах, такими как разработанная МЕНТОРИ программа «Плюс один». Кроме того, участники получили пакет методических и практических материалов для дальнейшей работы с наставниками и подростками. В частности, такая работа в некоторых уже эффективно реализуется в ряде регионов, таких как Нижний Новгород, Тверь, Чуваший, Татарстан, Ростов на Дону, Курск, Белгород и др, и начинается на базе партнёров Союза Отцов и партнеров ментор МЕНТОРИ — детских домов, центров социальной и психологической поддержки детей и молодёжи в разных городах России. Председатели советов отцов и руководители этих учреждений участвовали в интенсиве в составе команд, сформированных по региональному принципу. Теперь эти площадки могут стать базой, на которой «Союз отцов» будет запускать программы наставничества.
Как общаться с подростком? Как выстроить диалог?
Хотели ответить коротко, но, как оказалось, это невозможно. На тренинге Людмила Кудрякова — психотерапевт и психолог, разработчик практической части программы наставничества проекта поделилась практическими рекомендациями о принципах построения диалога и пошагово разобрали инструмент «Я-высказывание»
По окончанию первого дня программы были остро поставленных вопросы о школьном образовании и роли отца/наставника. Дубинников Игорь — играющий тренер, преподаватель курса «Бизнес-моделирование» в SKOLKOVO — Moscow School of Management вовлек участников в дискуссию, которая стала сильным эмоциональным аккордом всего форума.
Были затронуты сложные темы:
- 7 лет лишения свободы в детском садике, потом 11 в школе, потом еще 4 в бакалавриате. Сплошная тюрьма. Учат единственному — не работать. А потом через 10 лет уже кризис среднего возраста. Что делать?
- Мы с вами говорим о такой важной профессии как отец. Или как мать. А есть у нас такой предмет «быть отцом»? а «быть мужчиной?», а «быть человеком?». И как жить в мире, где нет базовых важных для жизни вещей?
- Людей сожрет психосоматическое расстройство. Самый страшный вопрос: что мне надо будет делать, когда мне нечего будет делать? Это к вашему вопросу о замене должностей роботами.
Дискуссия закончилась поздним вечером с выводом: Предназначение можно выбрать, и каждый человек может изменить то, что изменить хочет. Но научить нельзя, но можно научиться».
Василий Эсманов, медиаменеджер, создателя концепций медиапроектов и редакций, консультанта по коммуникационным и медиастратегиям.
Зачем программам наставничества СМИ? И как с ними взаимодействовать?
Советы «Союзу отцов» по общению с аудиторией через социальные сети и СМИ
«Сейчас в России наблюдается рост контента индивидуального. Мужской взгляд созидателен: охота, рыбалка, построить, понять. Вам нужно находить тех людей, который делают контент. Например, тысячи людей выкладывают позитивные примеры: как правильно ходить в поход. Найдите таких людей и предложите присоединиться к вашей наставнической программе для подростков.
Важно, чтобы совпало несколько факторов.
- Добровольность
- Контент должен быть разноуровневый: и для новичков, и для экспертов
- Популярность
Важно использовать ту форму разговора, которая популярна для современного информационного пространства.
Сейчас все надо превращать в документальное кино, на мой взгляд. Видео — это тренд, это закрытый и законченный формат. Из того материала, что у вас есть, надо делать конечный продукт.
Думайте как СМИ. Какой заголовок вы хотите видеть, что предлагаете журналистам? Задавайте себе больше вопросов с позиции и читателя, и средств массовой информации.
Группы надо заводить во всех социальных сетях. Даже в Инстаграме. И обязательно адаптируйте свой контент для аудитории. Вовлекайте людей персональными аккаунтами, пусть пишут про себя и свои дела: «я пришел», «мои дети», «мы сделали». Не надо официоза».
Специальный гость — Альберт Сарбалаев — глава Автономной некоммерческой организации помощи детям–сиротам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации «Мы нужны друг другу» был приглашен как специальный гость. Молодой наставник, активист и вдохновитель социальных проектов рассказал о своем опыте, о там как сейчас думают молодые наставники. При этом Альберт не оставил в стороне важные вопросы по организации проектов, привлечении финансирования, а также затронул самую главную тему — честность это дела по отношению к себе и делу, акцентировав внимание, что именно такой подход помогает находить партнеров и спонсоров.
«Если мы хотим помогать детям, то в них необходимо вливать ресурсы, а ресурсы – это не только деньги. Для меня и для моей команды было очень важно, чтобы институт наставничества, который, на самом деле, является очень ювелирной работой, не навредил ребенку. Не надо популяризации ради популяризации. Нужна работа ради детей».
Команды подготовили дорожные карты реализации проектов наставничества, ориентированных на подростков. По итогам экспертного голосования Совет отцов г. Нижнего Новгорода был признан лучшим за самый масштабный вклад в развитие наставничества, а самая проработанная дорожная карта была признана у команды из Чувашии. Победители получили пригласительные билеты на первую международную конференцию по наставничеству GlobalMentori 13–14 ноября 2017 года и право выступить на тематической секции конференции.